Нужны ли стране вундеркинды?

Вундеркинд

До 70% белорусских школьников можно отнести к потенциально одаренным. Учитывает ли система образования специфику их развития, и достаточно ли школьных усилий для развития одаренных детей в Беларуси?

Главный инспектор информационно-аналитического управления Минобразования Ирина Киринович считает, что Беларусь отличается достаточно высоким уровнем образования и культуры, а в структуре современного обучения созданы условия для развития интеллектуально талантливых детей.

— Для стимулирования развития одаренных детей проводятся различные научно-исследовательские конкурсы, турниры и олимпиады, — говорит Ирина Киринович. — Ежегодно одаренные школьники получают специальные премии. В прошлом году было награждено 902 ученика. В стране также есть банк данных одаренной молодежи. В его списках 1798 учащихся.

Но участники конкурсов и олимпиад — лишь малая часть талантливых школьников страны. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития — это около 5% учащихся. На самом деле одаренных детей в разы больше – по разным данным, до 70% школьников входят в их число.

— Мы должны стремиться развивать не только интеллектуальные способности, — считает начальник научно-исследовательского центра Национального института образования Олег Лисейчиков. — Надо постараться организовать всестороннее развитие и воспитание. Школа должна помочь детям и их родителям выявить способности.

Национальный институт образования, например, разработал более 80 факультативов, которые поддерживали бы интерес детей к художественно-эстетическим видам деятельности и развивали бы определенные задатки и способности.

Профессор, научи школьника!

Современные школьники значительно отличаются от детей прошлого поколения. Вот почему специалисты считают необходимым разрабатывать новые подходы. По мнению экспертов, это могли бы быть различные варианты дистанционного обучения, когда с одаренными учениками работает профессор или высококвалифицированный профессионал, который сопровождает и направляет развитие ребенка.

Также стоит развивать новое направление Интернет-образования, когда преподаватель работает с учащимися через сайт, посвященный той или иной дисциплине.

В то же время для педагогов наличие одаренного ребенка в классе может стать проблемой. Учителя в большинстве своем не готовы работать с такими детьми, потому что это противоречит традиционной педагогике. Начальник управления мониторинга качества образования Национального института образования Валентина Гинчук считает, что следует отойти от стереотипа построения уроков для «середнячков», а учитывать индивидуальные способности каждого ученика. Но сделать это за 45 минут урока довольно сложно, потому что помимо одаренного ребенка в классе может обучаться и несколько детей со слабой подготовкой. И к каждому из них надо иметь индивидуальный подход.

Преподаватель начальных классов Светлана Гин считает, что школа не должна быть фабрикой одаренных детей, ее цель – выявить способности учащихся и подтолкнуть к их развитию. По мнению учительницы, следует развивать внеурочную систему занятий с такими школьниками.

В чем «троечники» превосходят вундеркиндов?

— Мне было скучно в школе на уроках, потому что они проходили в монотонном режиме, — говорит девятиклассник Артем Лешко. — Мы с родителями решили, что я могу «перепрыгнуть» через восьмой класс. За лето я изучил годичную программу по всем дисциплинам и перешел экстерном в 9-й класс. Теперь я учусь в нормальном режиме и стремлюсь решать проблемы по мере их поступления.

И в то время, как педагоги и психологи объясняют Артему, что не стоит сильно перегружаться и надо рассчитывать силы, он высказывает пожелание сдать экстерном экзамены и за 10-й класс.

Артем — пример всесторонне развитого молодого человека. Но есть и такие одаренные дети, которые развиваются только в сфере своих способностей и интересов, жертвуя при этом общением со сверстниками и формированием личностных и социальных качеств.

Старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования Светлана Ладысюк считает, что дети, у которых есть выдающиеся способности в одной из сфер, нередко развиваются дисгармонично. Они, как правило, отстают в остальных дисциплинах, в эмоциональном развитии и, главное, в развитии волевой сферы.

— Эти дети порой достигают успехов не потому, что воля хорошо развита, а потому что им это интересно и легко. В ВУЗах они все равно вынуждены будут изучать предметы, которые не лежат в плоскости их интереса. Так как они не привыкли прикладывать волевых усилий, то возникают проблемы в обучении, как потом и во взрослой жизни, — отмечает эксперт. — В плане волевого развития «троечники» превосходят одаренных детей, потому что с детства они приучаются прикладывать усилия для достижения целей. Многие «вундеркинды» не умеют общаться со сверстниками, потому что познавательная потребность превосходит все остальные.

— Так быть не должно, ребенок должен развиваться гармонично. Нельзя стимулировать одну сферу интересов, не подтягивая личностные свойства, — убеждена Светлана Ладысюк.

Надежда Калинина

19 марта 2012 | Источник: DATE.BS